Автомобиль обучили самостоятельной езде по пробкам
Машины-роботы существуют уже давно, взять хотя бы «робомобили», участвовавшие в конкурсе Grand Challenge, о котором компании Audi. Тем не менее, разработка британских ученых имеет важные отличия от предыдущих, особенно в части прогнозирования поведения других машин, пешеходов и прочих объектов на дороге. Решить эту сложную задачу помогает масса датчиков, собирающих информацию об окружающей обстановке – видеокамеры, радары и лазерные дальномеры.
Как говорит профессор Пол Ньюман (Paul Newman) из отделения технических наук Оксфордского университета: «Только полное понимание окружения позволяет автомобилю двигаться совершенно самостоятельно, без обязательного вмешательства человека».
Новое поколение робомобилей призвано взять на себя работу по концентрации внимания и обдумыванию дальнейших действий на дороге. Особенную пользу робот-водитель может оказать в пробке, когда вместо утомительного отслеживания других автомобилей водитель может посмотреть передачу, которую пропустил накануне (из-за пробок), побеседовать через Интернет со своими близкими, почитать книгу или ответить на электронную почту.
Вопрос повышения безопасности движения и борьбы с пробками довольно остро стоит в Великобритании: по оценкам парламентской комиссии, в следующие 15 лет потери от пробок могут увеличиться до 23-24 миллиардов фунтов стерлингов в год. Кроме повышенной эффективности перевозок за счет оптимизированной доставки пассажиров и грузов, автоматизированные автомобили могут серьезно улучшить ситуацию с безопасностью – слишком много людей гибнут и получают увечья в дорожных авариях из-за невнимательности и грубых ошибок водителей.
В отличие от промышленных роботов, которые работают на фабриках или в портах, автономные автомобили не могут полагаться на соответствующую инфраструктуру – маяки-отражатели, специальную разметку, направляющие кабели и специальную сеть управления – слишком дорого обойдется переоборудование дорог общего пользования. Новый проект ученых из Оксфорда, созданный при сотрудничестве с военно-промышленной корпорацией BAE Systems и известной японской компанией Nissan, стал одним из первых проектов по выводу роботов-автомобилей на обычные дороги. Фундаментом новой системы автоматизированного вождения, разумеется, стал мощный комплекс для обработки и интерпретации всех данных с лазерных радаров и камер прямо на борту автомобиля.
За сбор информации в новом робомобиле отвечают вращающиеся лазерные 3D-сканеры на крыше, выполняющие десятки тысяч измерений в секунду для построения трехмерной модели окружающей обстановки, а также стереоскопическая видеокамера высокого разрешения, снимающая по 20 полных кадров в секунду. На переднем бампере справа и слева закреплено еще два лазерных сканера для слежения за дорожным покрытием и препятствиями. Обработкой данных занимается компьютер с 16 ядрами и огромным объемом оперативной памяти – порядка 2 терабайт.
По словам профессора Ньюмана, сыгравшего одну из ключевых ролей в проекте KITT, хорошая новость заключается в том, что будущее становится не таким уж мрачным – по крайней мере, человечество не погрязнет в пробках и дорожных авариях. Роботы-автомобили, как показывают новые разработки, вполне могут справиться с задачей по безопасной доставке пассажиров и грузов из точки А в точку Б, принимая нелегкую работу водителя на свои плечи.
По материалам сайтов PhysORG и Daily Mail.